Как вернуть депозит при выезде из съемной квартиры?
В большинстве случаев собственники жилья берут страховой депозит при аренде — это нормальная практика, которая позволяет обезопасить себя от непредвиденных трат, если квартиросъемщики повредят что-то в квартире или съедут, не оплатив последний месяц проживания. Но в некоторых случаях у нанимателей возникают проблемы с возвратом страхового депозита, когда собственник начинает выдумывать несуществующие проблемы и категорически не хочет возвращать деньги.
Разбираем, как действовать в таком случае и какие меры можно предпринять еще на этапе подписания договора найма.
Страховой депозит — что это и зачем?
Для начала рассмотрим, что такое страховой депозит и для чего он существует. Страховой депозит — определенные финансовые обязательства того, что квартиросъемщик будет платить своевременно и бережно относиться к имуществу собственника. Если что-то пойдет не по плану, то владелец квартиры вычтет из депозита сумму ущерба, например, на ремонт. Размер страхового депозита указывается в договоре аренды.
Если при выезде квартиросъемщика никаких повреждений не обнаружено, то сумму залога или депозита возвращают в полном объеме. По закону собственник обязан сделать это в течение 7 дней после того, как арендодатель потребовал вернуть депозит официально.
Важно, чтобы к договору найма квартиры прилагался акт приема-передачи жилья. В этом документе фиксируется состояние квартиры, а также вещи. Чем детальнее все будет зафиксировано, тем меньше вероятности манипуляций в последующем.
Что необходимо описать в акте?
общее состояние жилья и ремонта (стены, пол, плитка, двери, окна);
состояние инженерных коммуникаций (канализация, водопровод, отопление, электричество, газоснабжение, работа счетчиков);
наличие бытовой техники — название брендов, состояние;
перечень мебели и ее состояние;
работу выключателей, кранов, розеток;
наличие дизайнерских или дорогих предметов интерьера.
В акте приема квартиры необходимо описать, а также сфотографировать, все неисправности — сколы на плитке, дефекты напольного покрытия, сломанную мебель.
Как выехать из квартиры и получить депозит обратно?
Как получить страховой депозит назад без излишних проблем? Советуем перестраховаться:
Предупредите собственника заранее, что планируете съехать. Делается это так: по адресу регистрации, который указывается в договоре найма, отправьте ценное письмо с описью вложения.
Заранее еще на моменте передачи квартиры сделайте фото состояния жилища, чтобы иметь на руках доказательства, что сдаете квартиру в исходном состоянии.
На встрече с владельцем квартиры при выселении составьте и подпишите акт возврата, а также сфотографируйте состояние жилья, чтобы потом не было претензий.
О претензиях: если их нет, то зафиксируйте это в письменной форме. Если что-то испортили и нужен ремонт, то отметьте в акте сумму ущерба, а также отдельно сумму, которая возвращается вам. Если вы не согласны с суммой ущерба, не подписывайте документы. Если собственник отказывается вернуть депозит, также зафиксируйте эту информацию в акте.
Подготовьте письменный запрос на возвращение депозита и отправьте его заказным или ценным письмом с описью вложения. По закону собственник должен вернуть депозит в течение 7 дней.
Если, несмотря на все меры, собственник не возвращает деньги, действуйте следующим образом:
Предупредите о суде, а также о дополнительных расходах, которые в связи с этим возникнут.
Направьте судебную претензию через почту России с уведомлением о вручении.
Отправляйтесь со всеми документами — составленный акт, фото, требования о возврате средств — в суд.
На практике до судебных разбирательств доходит редко, так как еще на этапе судебной претензии собственник идет на уступки и возвращает депозит, разумеется, если нет обоснованных причин идти в суд.