Спасибо за ваше участие!

Нормы температуры в жилых помещениях: оптимальные значения и действия при их нарушении

19.01.2024

Комфортное проживание в квартире определяется не только хорошим ремонтом и интерьером, но также и поддержанием подходящей температуры. Жаркие летние дни зачастую требуют использования кондиционера, в то время как зимой часто прибегают к дополнительной одежде и обогревателям для согрева.

Температура в жилом помещении влияет не только на комфорт, но и на здоровье. В данной статье мы объясним, какова должна быть идеальная температура в квартире и какие меры следует предпринять, если она отклоняется от установленных стандартов.

Почему важно поддерживать правильную температуру в доме

Повышенная или пониженная температура в жилом помещении оказывает прямое воздействие на здоровье. Высокая температура может вызвать обезвоживание, нарушение сна, увеличение артериального давления, расширение сосудов, головные боли, затруднения в дыхании, кашель, астматические приступы и дерматологические проблемы.

Пребывание в холодных помещениях, в свою очередь, может понизить иммунитет, способствовать возникновению респираторных заболеваний и усилить нервозность.

Особое внимание к поддержанию стабильного температурного режима необходимо в домах с маленькими детьми, так как детский организм особенно чувствителен к изменениям температуры.

Стандарт температуры в квартире

Хотя восприятие "нормальной" температуры индивидуально, существуют установленные законодательством стандарты, которые мы рассмотрим.

По рекомендациям СанПиНа и ГОСТу по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ, стандартная температура в жилых помещениях должна быть в пределах 18-20°С. Для угловых комнат возможно увеличение этой нормы на 2°С.

В зависимости от времени года, рекомендуемые температуры различаются.

В зимний период:

  • Жилые комнаты: 18-24°С
  • Кухня: 18-26°С
  • Ванная и туалет: 18-26°С
  • Кладовка: 12-22°С

В летний период, нормой для жилых комнат, является 20-28°С. Для других помещений летом специальные нормы не установлены.

Как действовать при отклонении температуры в жилье от установленных норм

Летняя жара в квартире может быть такой же утомительной, как и на улице, негативно влияя на самочувствие. Однако существуют простые решения для этой проблемы. Рекомендуется использовать плотные шторы или жалюзи типа "blackout", которые блокируют солнечные лучи и создают прохладную тень. Обычная фольга или светоотражающая пленка также эффективны для затемнения окон.

Кроме того, вентиляторы и кондиционеры могут помочь облегчить духоту в помещении, а увлажнители воздуха поддерживают оптимальный уровень влажности.

В то время как справиться с жарой в квартире достаточно легко, борьба с холодом может быть более сложной. В таких случаях может потребоваться помощь застройщиков, управляющей компании или коммунальных служб. Подробнее об этом мы расскажем в статье.

(Не)Отопительный сезон

С приходом первых холодов, до начала отопительного сезона, когда в квартире становится прохладно, стоит проверить наличие щелей в окнах и дверях, убедиться в хорошем утеплении балкона, и исключить наличие сквозняков. Рекомендуется утеплить балкон еще до наступления серьезных холодов. Для обогрева помещения можно приобрести обогреватели, которые сегодня представлены на рынке в широком ассортименте, включая настенные модели, имитирующие картины или постеры.

Жителям новостроек, столкнувшимся с шумом и сквозняками из окон, следует обратиться к застройщику, так как гарантия на окна обычно составляет три года. О том, как добиться устранения недостатков от застройщика, мы подробно рассказали в статье о гарантиях на новостройки.

Когда отопление уже включено, но в квартире по-прежнему холодно, важно определить причину. Проверка на наличие сквозняков и щелей в окнах и дверях остается актуальной.

Отопление включается, когда среднесуточная температура на протяжении пяти дней держится ниже 8°С. В России в отопительный сезон действуют установленные нормы температуры в квартирах:

  • Жилая комната — не менее 18°С
  • Ванная комната и санузел — не менее 20°С
  • Подвальные и чердачные помещения — 4°С
  • Кладовая — 12°С

Небольшие отклонения на 2-3°С допустимы.

Когда следует обратиться в управляющую компанию или к службам ЖКХ

Если проблема заключается в слабо греющих радиаторах отопления, это является поводом для обращения в коммунальные службы или к управляющей организации, отвечающей за ваш дом. Они организуют выезд специалиста или аварийной группы для замера температуры в помещении и проверки качества предоставляемых коммунальных услуг.

Акт о замерах составляется в двух копиях, одна из которых остается у жителя. Этот документ важен для дальнейшего обращения в вышестоящие органы или при необходимости пересмотра стоимости услуг ЖКХ.

Управляющая компания должна устранить все нарушения в течение суток. Однако, если проблема более серьезная, решение может занять до семи дней. Если через неделю ситуация не улучшится и температура в квартире останется ниже норм СанПиН, следует обращаться в более высокие инстанции.

Жалобу можно подать в:

  • Жилищную инспекцию,
  • Местную администрацию,
  • Роспотребнадзор,
  • Общество по защите прав потребителей,
  • Прокуратуру.

Если аналогичная проблема есть и у соседей, эффективным будет объединение усилий. Иногда жалобы в управляющую компанию бесполезны. Проблема может быть связана с недостатками самого здания, что уже относится к ответственности застройщика. В сложных случаях рекомендуется консультация с юристом, специализирующимся в области ЖКХ, который поможет определить ваши права и возможные пути решения.

Последней инстанцией для разрешения спора является суд, куда направляется иск, если урегулировать вопрос в досудебном порядке не удалось.

Перерасчет

В случаях, когда фиксировалась температура в квартире ниже установленных стандартов, предусмотрено применение уменьшенного тарифа на оплату отопления. Это даёт вам право обратиться в управляющую компанию с требованием о пересчёте платы за тепло.

При подтверждении недостаточной температуры замерами, размер тарифа уменьшается на 0,15% за каждый час, в течение которого температура в помещении была ниже норматива.

Перерасчет

Если вы хотите запросить перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги, подайте заявление в управляющую компанию или в многофункциональный центр «Мои документы», осуществляющий начисления ЖКУ в вашем доме. Заявление можно составить в произвольной форме, но к нему следует приложить акты, фиксирующие замеры температуры воздуха и факты предоставления услуг ненадлежащего качества. В актах необходимо указать дату, время и место замера, особенности помещения, зафиксированные температурные показатели и методы их измерения.

Важно учитывать, что Жилищный кодекс РФ устанавливает допустимые сроки перерыва в подаче отопления: до 16 часов при температуре в помещении выше 12°С, до 8 часов при температуре от 10°С до 12°С и до 4 часов при температуре от 8°С до 10°С.

Самостоятельное измерение температуры

Вы можете самостоятельно проверить температуру в своей квартире, используя ртутный термометр с точностью до 0,2°С.

Перед измерением температуры следует закрыть все окна и двери. Температуру измеряют в центре самой большой комнаты, находящемся в точке пересечения диагоналей, проведенных от углов. Термометр располагают на высоте одного метра от уровня пола и на расстоянии не менее 0,5 метра от ближайшего отопительного прибора и внешней стены. Измерения проводят каждый час в течение всего дня.

Если ваши измерения показывают, что температура в жилом помещении отклоняется от нормативов более чем на 3°С днем и на 5°С ночью, обратитесь в управляющую компанию с требованием отрегулировать систему отопления и пересчитать плату за ЖКУ. Контакты управляющей компании, как правило, можно найти в квитанции за коммунальные услуги.

Новости компании
Стоимость (млн рублей)
Площадь (м2)
Этаж
Стоимость (млн рублей)
Площадь (м2)
Этаж