Спасибо за ваше участие!

Школа за миллиард, или откуда берутся проблемы с инфраструктурой

26.06.2014

Еще в начале 2000-х на строительный рынок вошло понятие «Комплексное освоение территорий» (КОТ). С тех пор многие девелоперы стали возводить целые кварталы «с нуля», что неудивительно. Свободных пятен под застройки внутри обжитых кварталов почти нет. А подобные проекты, как жилье так называемого массового сектора, воспринимаются рынком на ура, и квартиры в новостройках в некогда «чистом поле» (Кудрово, Шушары, Девяткино, Бугры и пр.) всегда востребованы у покупателей по причине сравнительно низких цен за квадратный метр.

Жилье, пусть даже качественное, на новых территориях — это обычно палка о двух концах: с одной стороны, соблазнительная доступность, с другой, как многие уже понимают, — возведение кварталов «с нуля» сопряжено с инфраструктурными трудностями. И мириться с ними придется, возможно, длительное время.

Кто отвечает за инфраструктуру?

На сегодняшний день проблема состоит в том, что обязательства по возведению социальной и транспортной инфраструктуры государство на себя не берет, пытаясь возложить ее на застройщика. Но поскольку в приоритете у девелоперов все-таки возведение жилых объектов и, соответственно, реализация таковых на рынке, ответственность за социалку «зависла» в воздухе и стала похожа на игру «горячий камень» — выигрывает тот, кто найдет способ вовремя уклониться.

Как сообщила нашему порталу начальник отдела рекламы и маркетинга ГК «Прок» Анна Седельская, строительство инфраструктуры может позволить себе далеко не все застройщики:

— Конечно, возведение всего комплекса инфраструктуры, особенно на новых территориях, требует значительных инвестиций, и это по силам не каждой компании. Думаю, что вопрос стоит одинаково остро и в Ленинградской области, и на городских окраинах.

Эксперт считает, что в идеале социальная, транспортная и инженерная инфраструктура, то есть всё, что касается подготовки участков — это вопрос властей, а возведение жилья и коммерческих помещений — дело застройщика. Но сегодняшние реалии в комплексе с городскими и областными инициативами диктуют совсем иные правила игры, и, что неудивительно, платить за инфраструктуру будет конечный покупатель.

— Принятое не так давно администрацией Петербурга решение, по которому застройщики должны передавать городу объекты социальной инфраструктуры на безвозмездной основе, может отразиться на городском строительном рынке. Наиболее крупные компании подписали соглашения о строительстве и дарении городу инфраструктуры. Однако многие не скрывают, что затраты на соцобъекты будут покрываться за счет покупателей жилья. Многие застройщики наверняка посмотрят в сторону Ленобласти, где программа «Соцобъекты в обмен на налоги» предоставляет гораздо более выгодные условия, — сообщила генеральный директор АН «АРИН» Елена Лашаева.

Цена вопроса

По словам Елены Лашаевой, в случае, если застройщик возводит социальные объекты за свой счет, а затем оставляет их на своем балансе, вложения в них окупаются через 10–15 лет. Так, например, строительство детского сада на 200 мест обходится в 300 млн рублей, стандартной школы на 800 мест — в 1 миллиард.

Действительно, цифры внушительные, и объясняют многое… Помогут ли здесь директивы властей? — Нетрудно догадаться. Примером тому служит ярко выраженный инфраструктурный коллапс, например, в Шушарах. Программы, подобной «Социальным объектам в обмен на налоги», в Петербурге нет, но есть обязательства, возложенные на застройщиков. Привела ситуация к тому, что строительство «социалки» здесь, конечно, заявлено, но вот сроки срываются с завидной регулярностью, в основном из-за элементарного отсутствия средств, либо по причине недопонимания застройщика и городских властей Шушары. И, увы, жители таких новостроек называют себя не иначе как «жертвы доступного жилья»…

Таким образом, чтобы избежать подобных ситуаций девелоперы вынуждены закладывать стоимость инфраструктуры в квадратные метры, а сумма может составлять аж до 30% стоимости жилья, и зависеть она будет от масштабов стройки и особенностей застраиваемой территории.

— Если дом строится в обжитом городском квартале, то, как правило, инженерная, социальная и коммерческая структура там уже достаточно развита. Новые же территории, как правило, не отличаются развитой инфраструктурой — если и есть инженерные сети, то не хватает мощностей, нет в достаточном количестве поликлиник, магазинов, детских садов, школ, банков, развлекательных комплексов и т. п., то есть всё это нужно возводить «с нуля». Естественно, в этом случае инфраструктурные затраты будут более высокими. Также размер дополнительной финансовой нагрузки зависит от масштаба проекта — она высока в там, где относительно небольшая площадь застройки (например, малоэтажки), — пояснила Анна Седельская.

Существующий опыт возведения «социалки»

О том, как реализуется на практике взаимодействие региональной власти и застройщика по части инфраструктуры, рассказал директор по продажам компании «Строительный трест» Сергей Степанов. Эксперт привел пример застройки в Кудрово, а также нового КОТ в Ломоносовском районе.

— Сейчас, в соответствии с программой «Социальные объекты в обмен на налоги», действующей в Ленинградской области, в Кудрово идет строительство первой общеобразовательной школы на 1600 учеников. К моменту заселения первых жилых корпусов, в микрорайоне уже работали детский сад с прогимназией (начальной школой полного дня), спортивный центр с катком и бассейном, было открыто множество магазинов и предприятий сферы услуг. Все эти объекты были построены застройщиками. Сейчас аналогичным путем идут работы в Ломоносовском районе, где на границе города и области начали новый проект КОТ: в поселке Новоселье будет построен микрорайон общей площадью более 1 миллиона квадратных метров. Детские образовательные учреждения, так же, как и школа в Кудрово, будут построены в рамках областной программы «Социальные объекты в обмен на налоги».

Однако следует понимать, что данный пример скорее исключение из общего правила. И стоит заметить, что массовая застройка в Кудрово началась еще в 2004 году, а после ввода в эксплуатацию первых многоквартирных домов встал вопрос как с «социалкой», так и с дорогами. Упоминаемая областная программа же стала работать только в 2013 году, а это значит, что проблема решалась около 10 (!) лет. К тому же, как известно, строительство на Кудровских землях осуществляли крупные застройщики.

Сегодня же инфраструктурные проблемы настигли Новодевяткино, Мурино, Бугры и Янино в Ленинградской области — здесь необходимые объекты обещают реализовать до 2020 года, в то время как тысячи людей уже проживают в условиях дефицита. И опять же, далеко не все застройщики «потянут» дополнительные затраты на садики, школы и поликлиники, даже в обмен на налоговые отчисления. Поможет ли в итоге делу областные программы — покажет время. Пока жилье в КОТ привлекательно только своей ценой, а говорить о готовности покупателей дополнительно оплачивать инфраструктуру точно рановато — этому следует посвятить отдельный, несколько футуристический материал.

Несмотря на плачевные реалии, решение проблемы эксперты все же видят, правда, в перспективе. Вариант решения проблемы без участия покупательского кошелька высказала Анна Седельская:

— Приемлемый для всех вариант — схема государственно-частного партнерства (ГЧП), которая, по мнению участников рынка, пока работает не слишком эффективно.

Разумная Недвижимость

25 июня 2014

Новости компании
Стоимость (млн рублей)
Площадь (м2)
Этаж
Стоимость (млн рублей)
Площадь (м2)
Этаж