Спасибо за ваше участие!

Потребность города в цементе составляет свыше 3,2 млн тонн в год

13.08.2007

По данным петербургского Комитета по строительству, потребность города в цементе составляет свыше 3,2 млн тонн в год. Официально его нехватку оценивают в 0,8 млн тонн, однако многие эксперты заявляют, что город запросто "съест" и более 5 млн тонн этого материала. В Ленобласти работает всего три цементных завода: в Пикалево ("Евроцемент групп"), Сланцах (завод "Цесла" принадлежит немецкому концерну Heidelberg Cement) и Волхове (управляющая компания "СевЗапПром").

Цементными маршрутами

В прошлом году крупнейший производитель отрасли - "Евроцемент групп" - начал переводить торговлю цементом на конкурсную основу, используя площадку Московской фондовой биржи. Сейчас доля биржевого цемента на петербургском рынке составляет около 60%. И каждый месяц объемы продукции, реализованной на торгах, все возрастают. Так, новостройки ощущают особенный дефицит в цементе в периодны активного строительства.

В этих условиях цены с начала года по самым скромным оценкам поднялись на 35-40%. Например, в июле "Евроцемент групп" просил за тонну цемента, реализуемого по прямым договорам 3 500-3 800 руб, а цемент, купленный на бирже, стоил более 5 000 руб за тонну. Лишь небольшая группа заказчиков покупает цемент прямо на заводе. Производители, как правило, создают собственные торговые компании, которые занимаются реализацией цемента. Например, самый крупный производитель в Ленобласти - Пикалевский завод (занимает свыше 60% рынка) самостоятельно отпускает заказчикам не более 25% продукции - под погрузку автотранспортом. За реализацию остального товара отвечает региональное торговое отделение "Евроцемент групп".

При этом не весь цемент поступает напрямую потребителям. Сказать точно, какую долю, занимают посредники, никто не берется, но даже по самым скромным оценкам, они претендуют не меньше чем на 30% рынка.

Чтобы заниматься этим бизнесом, нужно "иметь выход" на железную дорогу, прилегающие к ней склады, подвижные составы, или обладать мощным парком цементовозов. По оценке группы компании "Прок", этот рынок в Петербурге сегодня контролируют примерно 20 компаний, хотя их общее число значительно больше.

"Это сложный бизнес, поскольку цемент - дефицитный продукт, - говорит Сергей Смирнов, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Прок". - Мы сталкиваемся с рынком продавца. Сколько бы не поступило цемента в продажу, все уходит с колес. В таких условиях требуется тщательное прогнозирование потребностей в данном продукте, объемов поставок, разнесение их во временных интервалах и т.д".

Биржа требует жертв

С развитием биржевых торгов ситуация на рынке начала меняться. Как рассказывают в компании "Капитолина Групп", которая занимается поставками цемента, работать через биржу стало сложнее. "Во-первых, оплата производится за месяц до того, как поступает цемент, а это существенно снижает наши возможности, во-вторых, ограничен объем минимального заказа (восьмью вагонами цемента), при этом в одном лоте идет только одна марка цемента, что также создает неудобства. Наконец, стоимость цемента увеличивается на каждых торгах как минимум на 10%", - рассказывают представители компании.

"Только за последние два месяца цены взлетели на 40%, - замечает Виталий Шизлович, специалист компании "Портланд". - К тому же торги - это как повезет. Например, в прошлый раз нам удалось полностью разместить свои заявки, но иногда можно остаться ни с чем. В этих условиях огромное значение играет финансовый ресурс компании. У кого он ограничен, тем приходится туго. Не исключено, что некоторые фирмы уйдут с рынка". Другие эксперты с этим не согласны. "В нашем регионе работает огромное количество предприятий, которые потребляют цемент, и не все готовы торговаться на бирже или работать напрямую с заводами, поэтому фирмы-дилеры никуда с рынка не денутся", - уверены представители ООО "Цемент-Спб".

Закупка впрок

Крупные заказчики предпочитают брать цемент напрямую у производителей и самостоятельно заниматься поставками. "Чтобы создать некоторый страховой запас цемента, нужно оборудовать собственные склады - говорит Александр Дубодел, руководитель отдела маркетинга "Объединения 45". - Этот запас устанавливается для каждого предприятия индивидуально, исходя из экономической целесообразности, прогнозируемого дефицита, планов продаж".

С ним соглашаются специалисты "СЗНК-Бетон", у которой также есть собственный парк и силосы для хранения цемента. "В настоящее время ведется работа по их расширению, - говорит директор по снабжению компании Игорь Ходяченко. - В этом году мы запускаем еще две емкости по 650 тонн каждая, что позволит значительно расширить количество марок принимаемого цемента"

Михаил Бизяев, исполнительный директор компании "Метробетон" отмечает, что такая практика лишь демонстрирует низкий уровень нашего рынка: "Даже крупные зарубежные производители ЖБИ пользуются услугами специализированных организаций, занимающихся поставками цемента. "У нас пока многие заказчики, например, производители бетона, хотят гарантий бесперебойных поставок, поэтому ведут этот бизнес самостоятельно. Но по мере развития рынка их количество будет уменьшаться".

Китайский цемент не миф

Наметилась еще одна примечательная тенденция: чтобы избежать дефицита, многие заказчики готовы покупать цемент за 1000 км от Петербурга. Поскольку себестоимость производства цемента достаточно высока, доля транспортных расходов в конечной стоимости продукта не столь существенна как при перевозки того же щебня или песка. Ближе всех к городу расположено производство "СевЗапПрома" в городе Волхов. "Транспортная составляющая доходит до 6-7% от стоимости цемента", - замечает Александр Утевский, генеральный директор ООО "Управляющая компании "СевЗапПром" - Дороже всего в Ленобласти привезти цемент из Пикалево. Здесь транспортные издержки увеличиваются до 10-11%. Если покупать цемент в других регионах, наценка уже составит около 30%". Несмотря на это, привозной цемент зачастую обходится дешевле местного.

Например, с апреля в Москву начала возить цемент с Дальнего Востока. А в Петербурге, по словам г-на Бизяева, уже опробована схема поставок цемента из Китая (по воде). Эксперты объясняют арифметику такого транзита: если приобрести в Китае цемент по $40-50 за тонну, то в Петербурге его стоимость все равно останется конкурентоспособной: пусть даже транспортные расходы увеличат ее в несколько раз.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

И.Ф. должность Компания "Цесла":

В прошлом году объем отгрузки цемента на нашем предприятии составил 700 000 тонн. Примерно 90-95% поставок приходится на петербургский рынок. Наша доля здесь оценивается примерно в 20-22%. При этом 70% заказчиков покупает цемент напрямую, без посредников. Что касается дефицита надо признать, что он есть.

Александр УТЕВСКИЙ, генеральный директор ООО "Управляющая компании "СевЗапПром":

Сейчас наше предприятие занимает около 10% петербургского рынка цемента. Напрямую с нами работает только 10% заказчиков. Остальные покупают его через посредников - торгово-закупочные компании.

Игорь ХОДЯЧЕНКО, директор по снабжению и комплексным поставкам "СЗНК-Бетон":

Мы стараемся работать только по прямым договорам с поставщиками цемента. И в 70 % случаях это нам удается. Но 20-30 % цемента мы вынуждены приобретать через посредников. Покупать его через биржу пока не приходилось. Что касается дефицита цемента, то это лето не стало исключением. Порой нам приходится прилагать огромные усилия, чтобы справиться с перебоями в поставках.

Александр ДУБОДЕЛ, руководитель отдела маркетинга ОАО "Объединения 45":

В основном торги происходят на бирже и по ограниченному количеству. Дефицит есть. А цена обычно та, которую хочет поставщик. Поэтому, если потребитель не купил на бирже цемент - опоздал или цена оказалась высокой - то он может остаться вообще без цемента.

Сергей СМИРНОВ, руководитель отдела маркетинга группы компаний "Прок":

Приоритетным направлением для группы "Прок" остаются поставки цемента для собственных строительных нужд. Однако их объемы превышают потребности компании, поэтому активно развивается работа с контр-агентами. Данное направление, по мнению руководства группы, является интересным и перспективным. Это связано, прежде всего с ростом объемов строительства и прогнозируемым его увеличением в ближайшие годы.

Михаил БИЗЯЕВ, исполнительный директор компании "Метробетон":

Это "серый" рынок. Нет точных данных об объемах продаж, структуре предложения и, что самое главное, о реальной себестоимости продукции. Все окутано коммерческой тайной. Вопрос реальной себестоимости - самый принципиальный. Пока нет этой информации, очень сложно сказать, завышена рыночная цена или нет?!

Виталий ШИЗЛОВИЧ, специалист компании "Портланд":

Цена на этом рынке откровенно завышена, и это касается не только биржевого цемента. Норма прибыли у производителей составляет до 150%. Таких показателей нет ни в одной отрасли.

Новости компании
Стоимость (млн рублей)
Площадь (м2)
Этаж